К открытию смотра Воронежский театр кукол имени В. Вольховского приурочил премьеру спектакля "Дочь болотного царя" по одноименной сказке Андерсена. Как и другие произведения датского классика, это христианская притча о духовном росте, борьбе доброты и эгоизма в человеческом сердце. Молодой режиссер из Санкт-Петербурга Дарья Левингер сократила довольно длинную историю, сохранив опорные точки: египетская царевна тонет в болоте, ее дочь спасают аисты и уносят к приемным родителям-викингам, потом девочка знакомится с благородным рыцарем, который трагически гибнет, но успевает дать ей очень важный совет…
Те, кто читал "Дочь болотного царя", наверняка заметят, что сюжет спектакля от нее отличается. Это сознательный ход постановщика, в котором придется поискать внутреннюю логику. Стоит иметь в виду, что действие развивается неспешно. Так что приходить на спектакль, который имеет возрастную маркировку 6+, лучше с детьми не младше 10 лет.
В кукольной сказке сразу три повествователя: невидимый Автор, которого обозначает повисшая в воздухе рука с пером, и пара Аистов (Лариса Борисова и Эдуард Кокорев), - они то читают рукопись, живописно струящуюся меж болотных кочек, то настаивают на своей версии событий. Автор же как будто не может выбрать, куда повернуть сюжет, заставляя зрителя вспоминать разные произведения Андерсена - от "Гадкого утенка" до "Русалочки".
В образе главной героини (ее играет Надежда Семенова), как и в реальных людях, соединяется прекрасное и ужасное. Днем Дочь болотного царя выглядит милой девчушкой, но творит всяческие пакости. А по ночам превращается в уродливую, зато совершенно безвредную жабу с грустными глазами. Чтобы преодолеть эту раздвоенность, ей приходится пережить потрясение и наконец созреть для простого вывода: "Не хочу быть злой, хочу носить добро в своем сердце!"
- Мы разными средствами подчеркиваем главный конфликт - борьбу добра и зла, мужского и женского, дня и ночи, луны и солнца (в эпизоде, где показан бег времени)… В финале героиня выбирает свет и улетает с матерью в Египет. Мне кажется, для Андерсена, жившего на датском "болоте" с птицами и комарами, солнечный Египет был символом рая, - отметила Дарья Левингер.
На старте фестиваля также показали один из самых ожидаемых спектаклей 10-го "Маршака" - документальный проект Дмитрия Крестьянкина "Поиск продолжается". Он был создан в столичном Театре имени В. Маяковского в сотрудничестве с поисково-спасательным отрядом "Лиза Алерт". Это добровольческое движение почти 15 лет занимается в России поиском пропавших людей. В том числе - детей, ушедших из дома. В том числе - колючих и эмоциональных подростков, которые порой не очень-то и хотят быть найденными…
- Меня пригласили для того, чтобы сделать постановку для показа в московских школах. Драматург поговорила с координаторами "Лизы Алерт" о самых частых причинах подростковых побегов. Эти взрослые много общались с подростками, читали их записки, оставленные перед уходом, разбирались в семейных и школьных конфликтах. Из множества историй получилось три собирательных сюжета. Чтобы спектакль мог идти на любой площадке, мы сделали его предельно минималистичным, - рассказал Дмитрий Крестьянкин.
Декорации - четыре стула да торшер, световые акценты - от фонариков, направленных в лицо то актерам, то зрителям. Костюмы - спортивные. Реквизит - несколько бандан, оранжевый сигнальный жилет да тетрадки с пронзительными дневниковыми записями.
Один из героев сбегает в никуда из-за скандалов с родителями и неразделенной любви, другая попадается на удочку интернет-маньяка, третий становится жертвой травли в школе и не видит иного выхода, кроме как исчезнуть. Все трое поступают импульсивно, без какого бы то ни было плана действий.
Случаи типичны, но предложить для них типовое решение невозможно. К счастью, авторы и не пытаются.
- Спектакль "Поиск продолжается" четыре раза в год идет в школах и столько же раз в месяц - в театре. В школах - самые острые реакции: от скепсиса, которым дети защищаются, до слез и выходов из зала. Подростки потом подходят к актерам, делятся сокровенным. И все-таки для меня более важны показы в театре, так как туда дети приходят с родителями. А значит, они могут обсудить больную тему, попробовать разобраться в своих отношениях, - подчеркнула режиссер.
После спектакля всегда предусмотрен разговор с инструктором "Лиза Алерт". Зрителям объясняют, что делать, если ты внезапно оказался в неизвестном месте, да еще с разряженным телефоном. Ведь потеряться может каждый.
- Нередко подростки сбегают в знак протеста, и к этому нужно относиться с пониманием: в их организме бушует такой коктейль из гормонов, что требовать разумного поведения бессмысленно… Для родителей совет один: поддерживайте доверительный контакт. Помните: то, что для вас мелочь, для детей - катастрофа. Никакие отметки не стоят того, чтобы рвать связь с ребенком. С ним нужно говорить, говорить и еще раз говорить - как о правилах безопасности, так и о своей любви. Подросток должен знать, что есть место, где его всегда примут без осуждения, каких бы дров он ни наломал. Не нужно отнимать телефон! Без него сложнее вычислить, где находится человек, который от вас сбежал, - отметила координатор отряда Нина Маньковская.
Гвоздем программы стал музыкальный спектакль Театра имени Моссовета "Бременские музыканты". Черно-белые костюмы зверей, придворные дамы в пышных пачках, сыщик с повадками сериального бандита, драйвовые аранжировки песен - за воссозданием советской киноклассики режиссер Евгений Марчелли не гнался. Впрочем, сюжет его спектакля в целом следует пьесе Юрия Энтина и Василия Ливанова, не потерявшей злободневности за 40 лет. Акцентировать в ней политический подтекст сегодня было бы излишне. Но Марчелли не был бы собой, если бы не заострил хотя бы социальные отношения.
Он зацепился, например, за фразу Глупого короля "Вот и мать твоя сбежала из дворца" - и отождествил беглую Королеву с Атаманшей. Темпераментная дива, с цыганским надрывом распевающая: "Пусть нету ни кола и ни двора", - окружена кордебалетом в подвенечных платьях и кокошниках. По мысли режиссера, все эти девицы сбежали от родителей или потерпели неудачу в любви, но не теряют надежды найти (или захватить с налету) достойную партию.
Царство у Глупого короля тоже преимущественно женское. Обмануть ожидания голосистой толпы - главное, на самом-то деле, преступление. Отомстят так, что мало не покажется. Или убегут вслед за заморскими музыкантами.
К слову, музыкантов Бременских во главе с Трубадуром, которому иногда ощутимо не хватает яркости голоса, на сцене поддерживает настоящий живой ансамбль.
Эффектности постановке придают игра света и стильные костюмы (художник - Евгения Панфилова). Особый восторг публики вызвал отряд королевской охраны с воинами разных эпох: спартанцем, закованным в латы рыцарем, Дон Кихотом, стойким оловянным солдатиком, грубо вытесанным щелкунчиком.
Романтическая линия не слишком выразительна - какое время, такая и романтика, - но персонажи не устают настаивать на том, что двигать солнце и звезды способна только любовь.